4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как продвинуться в йоге?

Йога-парадокс, или почему в настоящей йоге нет места прогрессу

Что вообще подразумевает «успешная» практика йоги?

Бывает, случаются очень примечательные события. Например, когда вы в первый раз встаёте в Стойку на руках в центре комнаты: «Смотри, мам, никаких стен!» И вот вы наполнены ощущением того, что неудержимо идёте только вперёд.

Однако, в йоге прогресс — это парадокс. Мы практикуем, чтобы достичь совершенства в позах, но на коврике мы также учимся воспринимать настоящий момент таким, каков он есть, освобождаемся от борьбы и приходим к самопринятию. Измерять достигнутый прогресс означает оглядываться назад на то, где мы были, а прогрессировать — значит устремлять взгляд в воображаемое будущее. Ни один из этих вариантов не согласуется с принципом «здесь и сейчас». Так как же правильно ставить цели для тела, ума и духа, в то же время полностью осознавая каждое действие, каждый вдох прямо сейчас? И что вообще подразумевает «успешная» практика йоги?

Мы живем в культуре, где конечная цель ценится гораздо больше, чем процесс её достижения. Вполне понятно, что мы можем поймать себя на мысли вроде: «Я буду хорошим учеником, когда у меня наконец получится сделать. » — вставьте название любой суперсложной позы. Но чтобы быть йогом, не требуется глубже прогибаться назад или закидывать ногу за ухо. Асана — это только одна из восьми ступеней, описанных Патанджали в «Йога-Сутрах». Другие ступени включают яму — этические ограничения, нияму — нравственные принципы, пранаяму — искусство дыхания, пратьяхару — контроль чувств, дхарану — концентрацию, дхьяну — медитацию и самадхи — единение.

Согласно Патанджали, йога — сумма всех этих составных частей. Освоить в конце концов продвинутую позу, скажем, трудный баланс на руках — это здорово, особенно если вы долго и упорно занимались, чтобы достичь этой цели. Однако настоящий прогресс в йоге больше относится к её неосязаемым преимуществам, чем к материальным плодам. Паршва Бакасана (поза Журавля в сторону) — красивая поза, но только поза. Многие современные учителя скажут вам, что йогой это становится только тогда, когда в контексте практики поз вы развиваете осознанность, чувствительность, ответственность и связь с чем-то большим, чем вы сами. У вас появляется ощущение счастья, распространяющегося на весь окружающий мир. Очевидно, именно эти качества и есть успех в практике.

Осознанность. На первый взгляд опытные студенты в вашей йога-студии не сильно отличаются от новичков. Но у тех, кто продвинулся на пути, более тонкое представление о себе. «Узнав себя и свое тело, его возможности и пределы, вы сможете развить соответствующую практику с уважением, — говорит Сара Паэурс, учитель йоги из Сан-Франциско. — То, что уместно в практике, меняется каждый день в соответствии с состоянием вашего здоровья, эмоциональной доступностью и уровнем мотивации. Опытный студент осознаёт влияние всех этих переменных и позволяет им направлять практику». Б.К.С. Айенгар понимал прогресс как способность использовать свой внутренний интеллект, чтобы «пробудить черные дыры в теле» — например, раскрыть внутреннюю поверхность бедра или, скажем, мертвую зону середины спины. У нас есть места, где мы отсутствуем умом или наше внимание отвлечено. Таким образом на самом деле нет никакой разницы между новичком и продвинутым студентом. Для Айенгара всё, что имеет значение, — быть внимательным и находиться в настоящем моменте. Подобное самонаблюдение повышает вашу чувствительность к внешнему и внутреннему миру. Способность, которая и является самой сутью йогического прогресса.

Чувствительность. Поскольку йога не спорт, трудно отслеживать прогресс по внешним признакам: скорость, выносливость, сила, расстояние и даже гибкость. Как же ставить цели в практике, где нет чётко обозначенных рубежей? Начните с рассмотрения каждой асаны как путешествия. Возможно, вы знаете пункт назначения, но часто можно найти всё что нужно на самом пути. Например, в Падмасане (поза Лотоса) вы можете мысленно просканировать своё тело и увидеть, что мешает вам с легкостью выполнить асану. Посмотрите на ваше положение в данный момент, затем проследите все маленькие шаги, требующиеся, чтобы пройти путь. Поторопитесь — или попытаетесь сократить путь — и получите травму. Это не значит, что все могут войти в Падмасану в первый день занятий, однако если это ваша цель, спросите себя: «Как я могу сделать это безопасно и без насилия? Есть ли другие асаны, раскрывающие бёдра, подобно Падмасане, но без сгибания колена?» Возможно, вы не сможете войти в полную Падмасану за полгода, а может, и вообще никогда ее не освоите. Как бы то ни было, в процессе вы узнаете много о взаимосвязи таза и спины, таза и колен, колена с лодыжкой и шеей. По мере постижения этих аспектов вы разовьете способность прилагать нужное усилие в нужное время. Тонкая чувствительность становится якорем для внимания — и на коврике, и в жизни.

Преданность. Чтобы по-настоящему продвинуться в практике, необходимо отводить время для занятий, групповых и индивидуальных. «Поощрять домашнюю практику — то же самое, что ухаживать за садом своего «я», — говорит Мэри Паффард, инструктор из Калифорнии. — Без этой преданности и упорства легко начать концентрироваться на внешних целях и попасть в ловушку потребности в бесконечных достижениях. Когда вы практикуете дома с преданностью и честностью, ваш опыт со временем обогащается естественным образом». Согласно «Йога-Сутрам» (1.14), практика становится «прочно укрепленной, когда она искусно и беспрерывно культивируется на протяжении долгого времени». Преданность — это та самая готовность надолго оставаться в пути. Все мы переживаем колебания ума, у всех есть плохие дни. Но продвинутый студент практикует в любом случае, научившись со временем отпускать ожидания и просто наслаждаться процессом.

Читать еще:  Как запечь картошку в мундире в электродуховке?

Связь. Говорят, что йога, в конечном счете, подразумевает растворение в чувстве бесконечности, или в Абсолюте. «Дыхание становится более ровным, а тело — более стабильным. Это очень прагматичные знаки, указывающие на прогресс в нашей практике асан, — говорит ведущий учитель и основатель Para Yoga Род Страйкер, — но вы понимаете, что действительно делаете успехи, если можете, оставаясь в позе, почувствовать что-то без начала и конца. В традиции это состояние называется ананта». Это может звучать несколько абстрактно, но вы можете естественным образом обрести эту осознанность, используя асану, чтобы остановиться. «Я изучал философию, делал много физических упражнений, но только когда я по-настоящему расслабился и ум затих, я смог ощутить истинную связь, — продолжает Страйкер. — Есть много людей, с которыми случаются чудесные вещи в процессе этих физических практик. Однако пока вы не испытаете глубокую неподвижность, практика не будет сбалансированной». Если вы привнесёте осознанность и чувствительность в это блаженное состояние тихой радости после класса, вы, возможно, обнаружите тягу к чему-то более глубокому. Это чувство есть в практике Йога-нидры, пении мантр, пранаямах и медитации. «Глубокие уровни практики создают связь с чем-то вечным и со светом в вашем собственном сердце, — говорит Страйкер. — Если свет достаточно ярок, он продолжает освещать вашу жизнь ещё долго после того, как вы сошли с коврика».

Счастье. Известный учитель йоги Айенгара Джон Фрэнд давал студентам анкеты с вопросами: «Почему вы здесь? К чему вы стремитесь в вашей практике? Каковы ваши цели?» Хотя ответы разнились, он обнаружил, что суть, к удивлению, была неизменной. «Они могут сказать: «Мне не очень интересна философия, я пришел просто за физической нагрузкой». Но если вы спросите, зачем они на самом деле занимаются, окажется, что для радости, они всегда хотят найти в себе чувство свободы». Мы склонны обращать внимание на стрессовые и трудные ситуации, а моменты легкости часто проходят мимо нас. Как вы можете чувствовать себя свободным и счастливым, когда вы увязли в технических деталях Парвритта Триконасаны? Фрэнд предлагает выйти за пределы позы, чтобы найти ответ. «Вы оцениваете асану по её плодам, — говорит Фрэнд. — Как вы меняетесь? Становитесь ли вы более сострадательным? Появляется ли в вас больше доброты? Чувствуете ли вы больше любви? Достигаете ли вы большей честности?» Обращение к этим высшим намерениям поможет сохранить правильный взгляд на практику и оставаться на связи с чем-то очень хорошим в себе. В конце концов, асана не главное. Возможно, вы думаете, что хотите научиться стоят на голове, но в реальности просто хотите почувствовать себя лучше. Все мы очень хотим быть счастливыми. Счастье и чувство благополучия создают настоящее ядро йоги. Когда они появляются, вы знаете, что находитесь на правильном пути.

15 важных вопросов о йоге. Часть I

Ответы на самые часто задаваемые вопросы о йоге.

Домашняя практика йоги порождает множество вопросов. В первой части мы дадим ответы на 8 из 15 самых задаваемых вопросов.

  1. Какое оборудование мне нужно, чтобы начать практику дома? Всё, что на самом деле нужно, — это ваше тело, ум и немного любопытства. Но также поможет пара легинсов, майка или футболка, а также коврик. Хорошо иметь под рукой полотенце, из пропсов — одеяло, ремень и пару кирпичей. Все они продаются в йога-центрах, специализированных магазинах и интернет-магазинах.
  2. Нужно ли мне похудеть, прежде чем начать заниматься йогой? Безусловно, нет! Конечно, из-за лишнего веса некоторые позы могут даваться труднее, а в других будет повышенная нагрузка на суставы. Но не заниматься йогой, пока не похудеешь — то же самое, как не заниматься йогой, пока не станешь более гибким. Йога помогает как раз в тех областях, в которых нам трудно — в том числе и в непростом деле похудения. Причём за пределами коврика тоже.
  3. Я не гибкий. Могу ли я заниматься йогой? Да! Многим кажется, что они изначально должны быть гибкими, чтобы практиковать — это то же самое, что думать, будто нужно уметь играть в теннис, чтобы начать заниматься теннисом. Приходите какой вы есть и обнаружите, что практика йоги поможет стать более гибкими.
  4. Почему лучше не есть за 2-3 часа до занятий? В йоге мы скручиваемся, наклоняемся, прогибаемся и переворачиваемся вниз головой. Если вы не переварили прошлый приём пищи, то он даст о себе знать, и вам будет некомфортно. Если у вас очень хорошее пищеварение, и вы боитесь, что почувствуете голод или слабость во время занятия, то перекусите за полчаса до занятия — йогуртом, орешками, или соком.
  5. Ведет ли повышенная гибкость к большему риску травм? Очень часто. У слишком гибких учеников могут быть нестабильные суставы — из-за того, что связки и сухожилия вокруг сустава разболтанные и недостаточно сильные. В своей практике такие люди должны фокусироваться на стабилизации гипермобильных суставов — выполняя позы, которые укрепляют окружающие их связки, сухожилия и мышцы. Например, в Ардха Чандрасане бедро должно быть выровнено с голенью и не отклоняться наружу, коленный сустав зафиксирован. Сверхгибким йогам нужно следить, чтобы они не «висели на суставах», не растягивали их. На занятиях этих учеников часто хвалят за гибкость — тогда как именно им нужно быть особо осторожными.
  6. Если асаны в йоге — не главное, зачем практиковать продвинутые асаны? Разумеется, продвинутые асаны — не синоним продвинутой практики йоги. Однако осознанная практика сложных поз может дать очень много. Именно в сложных асанах можно найти идеальный баланс между силой и мягкостью. Равновесие, которое находишь в Стойке на голове, помогает обнаружить в себе решимость, cтрах, который мы испытываем, входя в эту позу, даёт нам отличную возможность посмотреть в лицо своей реакции на него. Потеряв в Стойке баланс, мы можем обнаружить, что ошибаться нормально. Но есть и обратная сторона этой медали. Умение мастерски сделать Стойку на руках или Скорпиона не сделает нас просветлёнными. Механическая практика вряд ли значительно повлияет на нашу жизнь. Но сделанные осознанно продвинутые асаны — цели, к которым очень интересно двигаться.
  7. Как мне создать домашнюю практику? Почти все практикующие йогу рано или поздно оказываются в этой ситуации: надо учиться заниматься самостоятельно, но непонятно как. С чего начать? Во-первых, не теряйте связь с учителем — если есть возможность, продолжайте ходить на групповые занятия, задавайте вопросы, просите совета. Полезно начать заниматься вместе с другим практикующим, чтобы мотивировать друг друга — делать каждый свою личную практику на соседних ковриках, заниматься вместе по видео в интернете, по книгам и журналам. Начинайте с малого — с коротких и простых последовательностей. Выберите время для практики, которое подходит лично вам. Если вы «сова», то назначать занятие на 6 утра довольно нереалистично. Непременно посещайте семинары и мастер-классы, культивируя способность слышать своего главного — внутреннего — учителя и доверять ему.
  8. Как одновременно выходить из зоны комфорта и расслабляться во время практики? Выход из зоны комфорта всегда создаёт стресс, физический и ментальный, а когда есть стресс, расслабиться невозможно. Получается, что это два взаимоисключающих момента. Если не выйдешь за свои пределы, то не будет и роста, выйдешь за них слишком далеко — получишь боль и травму. Где-то посередине существует состояние баланса. Для начала задайте себе вопросы: за какие именно пределы вы стараетесь выйти? За предел гибкости? Выносливости? Обнаружьте, что в этом контексте для вас значить «расслабляться». Возможно, вам нужно научиться отпускать потребность выходить из зоны комфорта?
Читать еще:  Салат с хурмой и авокадо рецепт

Пять хитростей, которые помогут освоить йогу

То, что происходит сейчас на просторах Матушка-России и в еще более диком виде в западных странах — это далеко не «второй ренессанс» йоги, а ее популяризация и дискредитация одновременно. Популяризация — потому, что людей вовлекают в практику отдельных техник йоги, которые сами по себе могут принести большую пользу для здоровья и сознания. «Йога-конвейер», который мы имеем сегодня, имеет два лица: коммерция и небольшая, но конкретная польза людям (по большей части такую йогу справедливее всего назвать «йогатерапией»). Дискредитация — потому, что то, что продают под брендом «йога» (и множеством «дочерних», чаще всего авторских, брендов) чаще всего имеет совсем другие цели и другую методологию, нежели настоящая йога. То, что человек получает — это не то, что «указано на упаковке» (точнее — в оригинальных книгах по йоге). Получается обман. Масса доверчивых чего-то практикует, думая, что занимается йогой, а настоящие йоги как сидели в своих гималайских пещерах, так и сидят («узок их круг, и страшно далеки они от народа», как писал классик). Почему же они сидят и «ничего не делают»!? Логично предположить, что потому что, во-первых, ведь ничто на самом деле не меняется даже со сменой эпохи, а во-вторых, достойных учеников почти нет. Достойны те, кто способен все бросить и заниматься целыми днями йогой, рискуя здоровьем и забыв про деньги, бизнес, политику и прочая.

Все эти измышления сильно смахивают на демагогию, и что бы вернуться к практике, зададим себе один простой вопрос: можно ли как-то ликвидировать или, хотя сгладить эту пропасть межу настоящей йогой «где-то там» и «динамической горячей йогой имени Васи Пупкина» прямо здесь, на этой грешной земле? Ответ — да, можно, до известной степени. Для целей, которые мы сейчас перед собой ставим, есть адекватные техники, надо только делать их тоже адекватно, а не как «Вася Пупкин» предлагает в помрачении рассудка.

Пять принципов эффективной практики:

  1. Чем чаще и регулярнее мы делаем йогу, тем лучше. Два раза в неделю не сравнятся с практикой через день или, гораздо лучше, каждый день. Это факт, который подтвердят все, кто серьезно занимается. Если поначалу кажется, что заниматься каждый день — тяжелый труд, это не так. На деле, заниматься хорошо бы по два или больше раз в день. На выходных замечательно уделить йоге 4-8 часов хотя бы в один из дней — вы получите не сравнимые с практикой в классе ощущения и результат. Только не пугайтесь — это не секта, а как раз нормальная йога! Результат прямо пропорционален затраченным усилиям, ничего нового. Если вы все-таки выбрали йоги, но вас пока что пугает перспектива заниматься дисциплиной, которая требует ежедневного труда, не переживайте. Во-первых, со временем (довольно быстро) втягиваешься, и каждое занятие проходит в удовольствие, а во-вторых, получив полноценное обучение, понимаешь, что йога — не только (и не столько) асаны, сколько другие техники. Да, мастера занимаются по три-четыре раза каждый божий день. Но никто не заставляет вас делать асаны по 1.5 часа каждый раз, когда вы нашли время позаниматься йогой. Утром 1.5-2 часа (чтобы сэкономить время, надо ложиться и вставать чуть раньше) позанимайтесь асанами, пранаямами, немного помедитируйте — и свободны: замечательное ощущение тела и отличное настроение на целый день гарантированы! А вечерком сделайте только спокойную пранаяму и уже посерьёзней помедитируйте: например, отлично работает схема 10 минут Уджайи + 10 минут Брамари + 10 минут Ом-чантинг + 5 минут Тратак и спать: всего-то 35 мин., а сколько удовольствия! Сказанное не исключает возможность иногда устроить себе «йога-выходной». Йога — это, прежде всего умение слушать себя, а не какая-то безликая фитнес-тренировка.
  2. Практика йоги теряет большую часть эффективности, если организм зашлакован. Из этого факта (о котором говорится в ряде первоисточников и который подчеркивают осведомленные современные авторы) можно сделать два вывода. Первый: йога плохо совместима с потреблением вредных продуктов (алкоголя, консервов, мясных продуктов в большом количестве, химических напитков и др.). Второй: надо помогать организму очищаться с помощью чисток. Поэтому стоит в меру сил придерживаться легкого, вегетарианского питания, а также регулярно делать Шаткармы (йогические чистки). Без этого наивно ожидать каких-либо серьезных результатов от какой бы то ни было практики йоги.
  3. Практики должны быть подобраны индивидуально и соответствовать возможностям. Посещая семинары других преподавателей, я зачастую сталкивался с такой картиной: класс из 20 человек пытается делать одну и ту же сложнейшую асану. У горстки получается, и они с серьезным видом (поглядывая, одобряет ли преподаватель) стараются делать не хуже, чем он. Масса потеет, кряхтит, лица пунцовые, позы кривые, кто-то с тяжелым стуком падает (рядом смешок). Особо ослабленные (или самые здравомыслящие) незаметно покидают зал. Это типичная картина, когда преподаватель набрал кучу учеников, но не может дать ничего никому из них. Это типичная сцена отчаянного положения йоги современности! Лучше действовать так: найти достойного преподавателя, описать ему свои жалобы на здоровье и цели в йоге, и подобрать комплекс для ежедневной посильной тренировки. Ориентир такой, что доступная для вас асана — та, в которой вы можете простоять не менее 1 минуту без дискомфорта, при этом сохраняя глубокое и медленное дыхание и не отмечая учащения сердцебиения. В еще большей степени условие своевременности и доступности касается пранаям. Дыхательные упражнения выполняются только в комфорте, если мы говорим о классической йоге. Если какое-то упражнение сильно учащает ваше дыхание и сердцебиение — либо вы делаете его неправильно, либо слишком долго, либо оно вам пока что вообще не показано. Физиологическое и йогическое объяснение этого можно найти у ряда достойных современных преподавателей, в том числе отечественных, например, у В. Бойко.
  4. Последовательность техник играет большое значение. Да, можно самому составлять последовательности, едва освоив начальные техники йоги и руководствуясь правилом чередования «наклон-прогиб». Но это довольно поверхностный уровень понимания механизмов воздействия техник йоги. Познакомившись с теорией пран (жизненных «ветров») в организме, мы начинаем понимать (и чувствовать!), что разные асаны и пранаямы очень по-разному «гоняют» эти ветры по организму. Всему свое время. Мы понимаем тогда: необходим целостный подход к практике йоги. А механический подход к построению «последовательностей» вообще негармоничен, он дает дисбаланс пран и, следовательно, весьма неоднозначное влияние на здоровье. (Впрочем, человек, который сильно зашлакован дурной пищей и огрублен сумасшедшей жизнью, привык к хаосу в пранах, и даже искренне практикуя, вряд ли почувствует такие нюансы). Замечено, что определенные последовательности асан и дыхательных практик дают заметно более мощный эффект. Знающие преподаватели обычно держат такие последовательности в секрете, так как они в современном мире представляют коммерческую ценность, а также нежелательно, чтобы их практиковали люди, ослабленные физически или ментально (может стать совсем плохо). Многие такие последовательности раскрыты в книгах замечательного автора Свами Сатьянанды Сарасвати на благо всех внимательных читателей, другие можно получить от индийских знатоков или даже, при наличии чувствительности и опыта, «переоткрыть» самостоятельно.
  5. Без медитации все остальные техники бесполезны. Это верно, как ни крути. Ряд древних авторов так формулировали это правило (в терминах той эпохи): без Раджа-йоги Хатха-йога бесполезна, без Хатха-йоги Раджа-йога бессильна. Основной уровень понимания этой взаимосвязи такой, что практику асан, пранаям, мудр и бандх надо дополнять формальной практикой медитации — хотя бы в пропорции 9 к 1 (а лучше 73). Более тонкое понимание приходит, когда осознаешь: медитация должна быть постоянной — и в асанах, и в пранаямах, и во всех других техниках! Все техники йоги работают эффективнее (в разы!), когда ум находится в состоянии «ментальной паузы», то есть, нет активного думания, но есть полное, бодрствующее, осознавание происходящего, без оценок и обдумывания. Это сложно начать практиковать «с понедельника», но это можно наработать. Разные техники медитации: «затачивающие» ум — медитации по типу концентрация, например, Тратак, и «расслабляющие» ум — концентрации и всевозможные «трансовые» техники вроде Брамари или джапы — помогают приобрести такой навык. Есть и комбинированные техники (для одновременного «затачивания» и «расслабления» ума), например, Аджапа джапа, о которой речь шла в одном из предыдущих материалов блога.
Читать еще:  Рецепт похудения от елены малышевой бесплатно

Итак, на фоне современного человек мы, фактически, нарисовали типичный портрет йога: регулярно занимается, питается здоровой пищей и делает чистки, внимательно и аккуратно практикует доступные техники, выстраивая максимально эффективные последовательности, и помногу медитирует. Хотим мы этого или нет, но принципы практики йоги не меняется с течением эпох.

Напоследок хочется напомнить известную аксиому, которую так часто повторяют индийские учителя настоящей йоги. Я слышал эту формулу от известного мастера (и сиддха) Йогираджа Ракеша Пандея из Варанаси: «Не меняйте йогу. Позвольте йоге изменить вас». Это настоящая ведическая мудрость, которая сейчас актуальна как никогда, помогает здесь и сейчас, каждый день. Давайте не будем позволять нашему (и тем более чужому) эго «менять» йогу, а позволим проверенным тысячелетиями и поколениями искренних ищущих практикам помочь нам действительно продвинуться по пути самопознания!

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Источники:

http://yogajournal.ru/body/health/yoga-paradoks-ili-pochemu-v-nastoyashchey-yoge-net-mesta-progressu/
http://yogajournal.ru/body/practice/vopros/15-vazhnykh-voprosov-o-yoge-chast-i/
http://hanuman.ru/blog/yoga-dlya-nachinayushchikh/pyat-khitrostey-kotoryye-pomogut-osvoit-yogu

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector