Питание и двигательный режим школьника
Двигательный режим школьников
Повседневная двигательная активность является естественной потребностью растущего организма и непременным условием физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям. Однако специальные исследования двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о плохом удовлетворении этой потребности, если недостаточно используются средства физической культуры в школе, внешкольных учреждениях и в домашнем быту. Доказано, что недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьёзным нарушениям здоровья.
При организации двигательного режима важно учитывать закономерные изменения умственной работоспособности школьников, которые отражают функциональное состояние центральной нервной системы и тесно связаны с суточным ритмом их физиологических функций.
У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и шеи даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднение крово- и лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток и ведёт к наступлению утомления. Признаки утомления во время уроков, выражающиеся в проявлении двигательного беспокойства, особенно у младших школьников, являются проявлением потребности в движениях. Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультминут, игр на переменах позволяет в определённой мере удовлетворить эту потребность. Значительное повышение двигательной активности в утренние часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной работоспособности и может быть удовлетворено утренней гигиенической гимнастикой, активным отдыхом в середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях, активными прогулками на воздухе. Установлено, что с началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50% и составляет лишь половину естественной потребности. Детям не хватает эффективных физических движений, смены умственного труда физическим, причём дефицит двигательной активности возникает у половины 6-8 летних детей, 60 % – 9-12 летних и у 70 % школьников старшего возраста.
Особенностью гигиенического нормирования двигательной активности является учёт не только верхней (предельно допустимой), но и нижней, (максимально необходимой) величины. Колебания активности между данными величинами считаются оптимальными и оказывают благоприятное воздействие на организм школьников. Для того, чтобы учащиеся могли реализовать естественную потребность в движениях, объём целенаправленной двигательной активности должен составлять около 12-15 часов в неделю. Два урока физкультуры в неделю компенсируют лишь 10-20 % гигиенической нормы и около 40% суточной потребности.
Следовательно, для обеспечения учащихся гигиенической нормой движений необходимо активизировать двигательный режим школьников. Он должен включать следующие виды двигательной деятельности и физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гигиеническая гимнастика, прогулка по дороге в школу (из школы), физкультминутки на уроках, игры и развлечения на переменах, обязательные уроки физкультуры, занятия физическим упражнениями в группах продлённого дня, занятия в физкультурных кружках и спортивных секциях, участие в соревнованиях, физкультурно-оздоровительные занятия в выходные дни и во время каникул.
Важнейшим принципом гигиенически рациональной организации двигательного режима является проведение занятий на свежем воздухе. Они оказывают благоприятное влияние на работоспособность и здоровье детей. Организация рационального режима, способного обеспечить достаточное пребывание на воздухе и оптимальную двигательную активность школьников, – главное гигиеническое требование физического воспитания.
Двигательный режим дня
Давай теперь разберём твой «двигательный» режим дня.
Утро. Гимнастика, желательно на свежем воздухе, с включением в нее бега. Дорога в школу – лучше всего пешком.
День. Перемену, если возможно, проводи на свежем воздухе и в движении. Я говорю «если возможно» в том смысле, чтобы использовать каждую возможность. Конечно, если на улице не идёт дождь. Не отлынивай от общественно-трудовых поручений: уборка класса, территории пришкольного участка и т.д.
В свободное время больше бывай на свежем воздухе.
Сейчас зачастую наблюдаешь такую картину: сидят подростки лет двенадцати-тринадцати на лавочке и часами поют под гитару.
Конечно, под гитару петь приятно, но три часа просидеть на лавочке, потом вернуться домой и сесть за уроки, а закончив уроки, сесть (опять сесть!) смотреть телепередачу.
Молодому, растущему организму обязательно нужно двигаться. Я рассказывал тебе об играх своего детства. К сожалению, многие из этих игр ушли в прошлое. Но и сейчас хорошую разминку можно получить от футбола, баскетбола, волейбола, бадминтона.
Ни в коем случае не избегай уроков физкультуры. Они особенно ценны тем, что там разучиваются различные упражнения, развиваются, как говорят педагоги, двигательные навыки.
Дома не отказывайся от помощи родителям в уборке квартиры, покупок в магазинах, работы на огороде. Для развития мышц полезно и копать, и поливать, и полоть, и окучивать. При выполнении этих работ старайся менять положение тела, так как от длительного пребывания в одной позе мышцы затекают.
Теперь поговорим о специальных занятиях физкультурой или спортом. Очень советую тебе записаться в какую-нибудь секцию. Разумеется, тут нужно учитывать не только наклонности, но и состояние здоровья, способности к тому или иному виду спорта (ну и конечно, наличие секции).
Если же здоровье не позволяет заняться спортом, то постарайся попасть в оздоровительную группу или группу общефизической подготовки.
Бывают разные причины, по которым не представляется возможным записаться в секцию. Скажем, много времени отнимает кружок авиамоделирования. Тогда займись тем, что доступно каждому. Ежедневно отводи время на быструю ходьбу, перемежающуюся бегом трусцой, а потом постепенно переходи на ежедневный спортивный бег.
Известный французский врач Тиссо писал: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения».
Будет гораздо интереснее, веселее и легче осуществлять свои ежедневные пробежки, если ты уговоришь встать вместе с собой на беговую тропу друзей.
Только не увлекайся с первого дня большой скоростью и дальностью пробега. Помни о постепенности и систематичности.
Равномерный бег очень полезен для развития и укрепления сердца, лёгких и мышц, это отличный отдых для нервной системы. Недаром бегом у нас увлекаются десятки миллионов людей. КЛБ (клубы любителей бега) есть повсюду.
Хочу дать тебе несколько маленьких советов. Старайся не бегать на улицах, где ходят машины и автобусы, где воздух загрязнён выхлопными газами. Подбери удобные по погоде костюм и обувь. Во время бега не задерживай дыхания. После бега не забудь принять душ.
Не забывай и о помощи маме. А то бывает и так: вернулся бегун домой. Мама просит сходить в булочную. Но сын отказывается: «Я устал, три километра пробежал».
А теперь о наиболее полезных для здоровья физических упражнениях. Летом, пожалуй, полезнее всего плавание. В работу включается весь организм, а не только отдельные группы мышц. Это прекрасная закаливающая и успокаивающая процедура, своеобразный массаж тела.
Из зимних видов особенно полезны лыжи. Они также содействуют укреплению сердечно-сосудистой, лёгочной и нервной систем. А морозец способствует закаливанию.
В выходные дни и на каникулах рекомендуются походы: пешие, байдарочные, на плотах, велосипедах.
Как-то я рассказывал ребятам о необходимости движения и услышал от одной девочки: «Вы нам рассказали про разные виды движения, а про танцы ничего, а мы танцевать любим. Это полезно или вредно?»
Конечно, танцевать полезно. Современные танцы быстрые. И поэтому танцор двигается много и чувство ритма у него развивается. Так что учитесь танцевать! Как врач могу дать совет: танцевать надо в хорошо проветриваемом помещении.
Питание и двигательный режим школьника
Всемирный День борьбы против рака отмечается 4 февраля, начиная с 2005 года. Это ежегодное меропри .
В 2015 году Госдума России приняла закон о полном запрете продажи снюса – из-за высокого содержания .
Усть-Куломская ЦРБ информирует о возможности получения информации о предоставляемых мерах социальной .
Движение есть жизнь,
уменьшение же подвижности
означает снижение жизненных процессов».
В.В. Гориневский.
Воспитание здорового, гармонически развитого ребенка – основная задача семьи и школы. В решении этой задачи первостепенную роль играют правильно организованные занятия физической культурой и спортом в школе и во внешкольное время, рациональное сочетание умственной деятельности и занятий физическими упражнениями в режиме дня. За правильную постановку физического воспитания в режиме дня школы несут ответственность директор школы, организатор внеклассной и внешкольной работы, преподаватели физической культуры. Задача родителей – организация и руководство мероприятиями по физической культуре и спорту дома, в кругу семьи, т. е родители должны принимать самое активное участие в физическом воспитании детей.
Что же включает в себя понятие «физическое воспитание»? Прежде всего – строгое соблюдение режима дня, систематическое закаливание, ежедневные занятия физической культурой и регулярные занятия спортом. Разнообразные движения необходимы для роста и жизнедеятельности организма ребенка. О том, что движение способствует здоровью людей, знали очень давно: еще 2.5 тысячи лет назад на одной из скал древние эллины высекли «Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Конечно, знают об этом папы и мамы и сегодняшних детей. И, тем не менее, как показывают исследования, у большинства ребят двигательная, нагрузка низка. Мы все чаще слышим разговоры о так называемой гиподинамии, т.е. о снижении физической активности и недостаточной физической нагрузке. Семилетний ребенок проводит за партой в школе 3-4 часа, потом еще 1-1,5 часа готовит уроки дома и столько же обычно просиживает у телевизора. В старших классах при неправильно организованном режиме, неумении полезно и рационально расходовать время его вовсе не остается на то, чтобы побегать, погулять, подвигаться. А без движения полноценного отдыха на воздухе нет, как правило, и полноценного развития.
Гиподинамия чревата опасностью вызвать различного рода нежелательные отклонения в здоровье ребенка, привести к психическим расстройствам и нервным срывам. И наоборот, у школьников, ежедневно занимающийся физическими упражнениями, отмечаются несколько большие прибавки в росте, значительнее увеличивается окружность и экскурсия грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц. Существенные изменения происходят и в обмене веществ: лучше усваиваются питательные вещества, более интенсивно протекают окислительные процессы. Благоприятно отражаются занятия физической культурой и спортом на развитии и укрепления всего опорно-двигательного аппарата ребенка, что создает условия для развития правильной осанки.
В занятиях физической культурой есть и еще одна важная сторона – психологическая. Играя со своими сверстниками, состязаясь с ними на беговой дорожке и спортивной площадке, дети вступают между собой в сложные человеческие отношения, учатся отстаивать свои интересы, беречь друзей, тренируют волю, воспитывают в себе смелость, решительность. Под влиянием систематических занятий физической культурой повышается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В результате нервная система приобретает способность быстрее приспосабливаться к новой обстановке, к новым видам деятельности. Таким образом, регулярные физические упражнения благоприятно сказываются на деятельности всего организма ребенка.
Как же воспитать привычку к систематическим занятиям физическим упражнениям? Начать нужно с правильной, рациональной организации режима дня. Ребенок пошел в школу, естественно, изменился и его режим дня, появились новые непривычные нагрузки, новые обязанности, и двигаться он, к сожалению, стал гораздо меньше. Поэтому в данный период при организации режима особое внимание следует уделить правильному чередованию умственной деятельности, связанной к тому же с физическими упражнениями. Специальные научные исследования показали, что даже в те дни, когда по расписанию в школе проводится урок физической культуры, у младших школьников дефицит двигательной активности составляет 40%. Доказано, что для компенсации естественной биологической потребности в движении суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов. Поэтому с первых дней нужно научить первоклассника беречь и ценить время, строго соблюдать режим. Несоблюдение режима, неумение планомерно распределять время отрицательно сказываются на растущем и развивающемся организме ребенка. Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитого ребенка, с плохой осанкой, то почти безошибочно можно сказать, что он ложится спать поздно, а значит, недосыпает, он мало бывает на воздухе, малоподвижен. Систематическое же недосыпание (сегодня – интересная передача, а завтра – кино и т.д.), несвоевременный прием пищи, отсутствие занятий физическими упражнениями (на которые и времени- то не остается) отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на психоневрологическом статусе ребенка.
Твердый распорядок, предусматривающий все моменты двигательного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени и на уроки, и на помощь дома, и на игры, развлечения, и на занятия спортом. Единого, удобного для всех режима, естественно, нет и быть не может. Режим каждого ребенка может иметь те или иные особенности, которые определяются его индивидуальными склонностями, характером увлечений и занятий, всем укладом жизни семьи. Однако всякий, режим должен строиться с учетом особенностей роста и развития ребенка, динамики его умственной работоспособности и, конечно, с учетом школьных и внешкольных занятий.
Чтобы составить правильный распорядок дня, необходимо знать примерную продолжительность основных режимных моментов. К этим моментам обычно относят: учебные занятия в школе (в зависимости от возраста ребенка и класса, в котором он учится, от 3 до 6 часов), приготовление уроков дома (1-4 часа), пребывание на воздухе, игры, занятия спортом, прогулки, дорога в школу и обратно (2,5-3,5 часа), утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, прием пищи, туалет, помощь по дому (2-2,5 часа) и сон (8,5-11 часов).
Источники:
http://studopedia.ru/3_49712_dvigatelniy-rezhim-shkolnikov.html
http://www.pravilnoe-pokhudenie.ru/zdorovye/step/dvigday.shtml
http://uklcrb.ru/zoj/56-dvigatelnii-rejim-shkolnika