Высота каблука для школьников
Гигиенические требования к обуви детей
Обувь является составной частью комплекта одежды. Для детей выпускаются различные виды обуви: круглосезонная, летняя, зимняя, весенне-осенняя. А также – повседневная, модельная, домашняя, спортивная и др. Обувь с гигиенической точки зрения должна обеспечивать защиту организма от охлаждения и перегревания, предохранять стопу от механических повреждений, помогать мышцам и связкам, удерживать свод стопы в нормальном положении, обеспечивать благоприятный микроклимат вокруг стопы, способствовать поддержанию необходимого температурно-влажностного режима при любых микроклиматических условиях внешней среды. Обувь должна отвечать гигиеническим требованиям – быть
лёгкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размеру стопы. Тогда пальцы ног располагаются свободно и ими можно шевелить. Но она может явиться причиной большого количества деформаций и заболеваний стоп. Тесная и короткая обувь затрудняет походку, жмёт ногу, нарушает кровообращение, причиняет боль и с течением времени изменяет форму стопы, нарушает нормальный её рост, деформирует пальцы, способствует образованию трудно заживающих язв, а в холодное время года – отморожению, усиливает потливость. Слишком свободная обувь тоже вредна. Ходьба в ней быстро
утомляет, и могут возникнуть потёртости, особенно в области подъёма. Перед большим пальцем должно оставаться пространство 0,5 – 1 см.
Гигиенические требования к массе, размеру, фасону, покрою детской обуви. Гигиенические требования к обуви для детей и подростков складываются из требований к конструкции обуви, обусловленной особенностями строения стопы в период роста, и к материалам из которых изготавливается обувь. Размер,
фасон и жёсткость низа детской обуви не должны препятствовать развитию стопы. Стопа ребёнка в раннем возрасте значительно отличается от стопы взрослого по анатомо-физиологическому строению. Для детской стопы характерна радиальная форма, при которой наибольшая ширина отмечается на концах пальцев. Стопа приобретает веерообразную форму. Иное соотношение пяточной и передней частей стопы – у детей относительно более длинная задняя часть (пяточная), что должно учитываться при конструировании обуви. Скелет стопы в детском возрасте образован хрящами. Окостенение завершается лишь с окончанием роста (приблизительно 21 г.), поэтому стопа ребенка может легко деформироваться под влиянием механического воздействия. В связи с этим такие качества как толщина, гибкость подошвы, масса обуви, а также
теплозащитные свойства подлежат гигиеническому нормированию.
Низ обуви (стелька, подошва, каблук) – должен иметь оптимальные показатели жёсткости – сопротивление (выраженное в н/см) изгибу по линии соединяющей оловки и плюсневых костей до угла 25 град. “Гибкость обуви регламентируется и должна составлять для гусариковой обуви – 7 н/см, для дошкольной – 10 н/см, для мальчиковой школьной обуви – 9-13 н/см, для девичьей школьной обуви – 8-10 н/см.” [5, с. 271-272]
Каблук – искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов о почву, а также повышает износоустойчивостьобуви. При опоре на необутую стопу (без каблука) большая часть нагрузки приходится на задний отдел стопы. Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки), пока ребёнок не ходит. В обуви с каблуком 2 см нагрузка распределяется равномерно между передним и задним отделом стопы. В обуви с высоким каблуком, то есть выше 4 см большая часть нагрузки приходится на передний отдел стопы (при высоте каблука 8-10 см нагрузка на передний отдел стопы больше в 7 раз, чем на задний отдел). Высота каблука: для дошкольников – 5-10 мм, для школьников 8-10 лет – не более 20 мм, для мальчиков 13-17 лет – 30 мм, для девочек 13-17 лет до 40
мм. Детская обувь должна иметь надёжное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движениям. Для этого используются различные виды крепления: шнуровка, “липучка”, ремни, застёжка на молнию и др. “Открытые туфли без застёжек (типа “лодочек”) не допустимы для школьной обуви.” [5, с. 274]
Масса обуви зависит от используемых материалов, конструкции и вида крепления. Норма массы ботинок нормируется. Для верха детской обуви круглосезонного назначения рекомендуется натуральная кожа, т.к. она обладает высокой воздухо- и паропроницаемостью, мягкостью, гибкостью и теплозащитными свойствами для летней обуви на ряду с кожей используются различные текстильные материалы или их комбинации с
кожей: рогожка, джинсовая и др. В утеплённой обуви для верха рекомендуются сукно, драп, шерстяные и полушерстяные материалы, фетр, войлок и др. Для подкладки рекомендуются натуральная кожа и х/б материалы. Для изготовления детской обуви могут использоваться полимерные материалы или натуральные с
вложением химических волокон, которые регламентируется санитарными нормами и правилами. Обувь для повседневной носки на улице или в школе должна быть простой, удобной формы, на широком низком каблуке (1-2 см). Тогда ходьба будет не утомительна. Выходные туфли девочек старшего возраста могут быть
на среднем, но обязательно устойчивом каблуке, высотой не более 3 см. Вычурных фасонов следует избегать.
58. Высокий уровень инфекционных заболеваний у дошкольников связан с незрелостью их иммунной системы и множеством вирусов – возбудителей инфекций в окружающей среде.
Чаще всего дошкольники заражаются болезнями, передающимися воздушно-капельным путем (при кашле, чихании), и реже – передающимися при непосредственном контакте (через общие игрушки, носовые платки, столовые принадлежности и др.). Карантин (итал. quarantena, от quaranta giorni – сорок дней) – система мероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний из эпидемического очага и ликвидации самого очага.
Эпидемический процесс данных заболеваний характеризуется сезонными изменениями, вспышками и возникающими эпидемиями различной интенсивности, которые поражают около 20% детей.
Если в детском саду возникает инфекционное заболевание (грипп), то на группу, которую посещал заболевший ребенок, накладывается карантин.
Сегодня сроки карантина устанавливаются на основании данных о наибольшей продолжительности инкубационного периода заболевания. Так, при гриппе и скарлатине карантин длится 7 дней, при ветряной оспе, краснухе и паротите – 21 день, при менингококковой инфекции – 10 дней, а при вирусном менингите – 20 дней.
Ответственность за соблюдение карантина в детском саду возлагается на заведующего.
Рассмотрим подробнее деятельность заведующего детским садом во время карантина в связи с гриппом на примере МДОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 306” (далее – ДОУ).
Гигиеничная обувь для детей школьного возраста
Особая форма стопы, связанная с большей шириной в области кончиков пальцев, требует специальной колодки. Туфель не должен оказывать давление, нарушать крово- и лимфообращение и препятствовать естественному развитию ноги. Материалы, идущие на детскую обувь, должны обладать особенной гибкостью, мягкостью, воздухо- и паропроницаемостью. Поэтому для лета больше всего подойдут натуральная кожа и текстиль, а для зимы – фетр, сукно и натуральный мех.
Искусственная кожа используется для верха летней обуви открытого типа. В зимней детской обуви применяются некоторые виды синтетического меха: орлон, лавсан с примесью 50% шерсти.
Подошва должна быть кожаная, так как все виды резиновых подошв (включая и микропористую) характеризуются полным отсутствием влагоемкости, паро- и воздухопроницаемости и поэтому не годятся для повседневной носки школьниками.
Примеряя ботинки, следует обращать внимание на то, чтобы перед большим пальцем оставалось пространство в 0,5-1 см. Короткая обувь при ходьбе быстро утомляет и может привести к деформации пальцев. Поэтому надо проверить соответствие ее размера стопе ребёнка.
Не годятся детям «босоножки» с открытой пяткой, так как это приводит к неустойчивости при ходьбе.
Высота каблука для детей младшего школьного возраста лучше всего 1-2 см, а у старших школьников – 2-3 см. У девочек 15-18 лет высота каблука не должна превышать 3-4 см.
Повседневная носка туфель на «шпильках», высоких и тонких каблуках очень вредна. Ведь при ходьбе центр тяжести тела переносится вперёд и, чтобы сохранить равновесие, девочка инстинктивно откидывает корпус назад. Это приводит к тому, что в поясничной части образуется большой прогиб, может постепенно уменьшиться продольный размер таза (что в дальнейшем становится причиной трудных родов). Кроме того, резкое нарушение нормального положения тела сказывается на внутренних органах.
Особенно вредны туфли «лодочки» на высоком каблуке.. Они не создают при ходьбе достаточной устойчивости, в них трудно сохранять равновесие, стопа «скатывается» вперёд, а пальцы сжимает узкий носок. Высокий каблук – это и увеличение нагрузки на передний отдел стопы, уплощение сводов, прямой путь к плоскостопию.
Нужно стремиться к тому, чтобы обувь имела наименьший вес, снижала физическую нагрузку и энерготраты при ходьбе.
Среди учеников сельских школ весьма популярны резиновые сапоги. В них не промокают ноги, тепло весной и осенью. Но есть у резиновых сапог и недостатки: полное отсутствие воздухо-, паро- и водопроницаемости. Из-за полной герметизации повышается потливость ног, «вторично промокает» внутренняя обувь, мацерируется кожа, на ней появляются трещины.
Чтобы смягчить неблагоприятное действие резиновой обуви, надо пользоваться шерстяными носками и войлочными стельками, следить за чистотой ног и внутренней обуви.
Всем хорошо известны так называемые «кеды» и «полукеды» из прорезиненной ткани на резиновой рифлёной подошве с круглым рантом.
Сконструированы они были для спортивных занятий. Но их стали охотно носить повседневно и в школе, и дома. От постоянной носки этого вида обуви развиваются те же явления, что и в резиновых сапогах. Поэтому кеды следует использовать только для занятий по физкультуре и непременно надевать шерстяные носки (стельки должны быть войлочными).
Гигиенические требования к обуви для детей и подростков
От гигиенической сшитой обуви требуется, чтобы она не мешала естественному развитию ног у детей, не стесняла ноги во время ходьбы, не деформировала бы ступни и была бы легкой, удобной для носки и приспособленной к климату, времени года и профессиональным занятиям
Обувь – является составной частью комплекта одежды. Она обеспечивает защиту организма от охлаждения и перегревания, предохраняет стопу от механических повреждений, помогает мышцам и связкам удерживать своды стопы в нормальном положении тем самым, способствуя сохранению ее рессорной и амортизационной функции.
Гигиенические требования к обуви для детей и подростков складываются из требований к конструкции обуви, обусловленных особенностями строения стопы в период роста, и к материалам, из которых изготавливается обувь.
Детская стопа имеет ряд особенностей. В дошкольном возрасте стопа находится еще на ранней стадии окостенения. Центры окостенения в костях стопы появляются еще во внутриутробный период, но оссификация затягивается на весь период роста и развития. У детей на тыльной стороне стопы сосуды расположены поверхностно, а хрящ, образующий скелет стопы, очень податлив, поэтому под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. В связи с этим обувь для детей должна быть достаточно свободной и материал, из которого она шьется должен быть мягким и податливым.
В возрасте 7 лет основа окостенения костей только закладывается. Средний годовой прирост стопы в возрасте 7-9 лет уменьшается, составляя около 4 мм. Исходя из этого, размер обуви для детей, этого возраста можно менять уже через год.
В период полового созревания – 11-12 лет у девочек, в 13-14 лет у мальчиков – рост стопы вновь увеличивается. К 15-16 годам у девушек и к 17-18 годам у юношей рост стопы в основном заканчивается, размер обуви стабилизируется.
Большое значение в детской обуви придается заднику. Необходимо, чтобы он обеспечивал устойчивое положение пятки при ходьбе, беге. Задник должен быть прочным и охватывать не только пятку, но и стопу с боков.
В конструкции детской обуви, включая домашнюю, должен быть предусмотрен каблук. Высота каблука для детей дошкольного возраста не должна превышать 8 мм. Оптимальная высота каблука для детей младшего школьного возраста – 1-2 см, а у старших школьников – 2-3 см. У девочек 17-18 лет высота каблука не должна превышать 3-4 см. Повседневное ношение обуви на высоком (выше 4 см) каблуке девочками-подростками очень вредно, т.к. затрудняет ходьбу, смещая центр тяжести тела вперед. При этом изменяется походка, т.к. нет достаточной устойчивости, и мышцы ног излишне напрягаются, стопа скатывается вперед, пальцы сжимаются в узком носке, нагрузка на передний отдел стопы увеличивается, в результате чего развивается уплощение стопы, деформация пальцев, врастание ногтей.
Обувь без каблуков затрудняет перекат стопы во время ходьбы и утомляет мышцы ног. Кроме того, обувь без каблуков, как и слишком свободная, способствует развитию плоскостопия (уменьшение или исчезновение сводов стопы). При плоскостопии нарушается основная амортизационная функция стопы, ухудшается осанка, что приводит к деформациям позвоночника. Это в свою очередь становится причиной сотрясения, смещения и нарушения функций внутренних органов, а также образования микрокровоизлияний в головном мозге, которые могут вызвать головную боль, головокружения, повышенную утомляемость.
Материалы, применяемые для изготовления детской обуви, должны обладать хорошими теплозащитными свойствами, высокой воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью, а также быть мягкой и гибкой. Лучшим материалом для изготовления обуви считается натуральная кожа.
Имеются данные, что при носке ботинок у дошкольников и младших школьников ухудшается кровообращение, а также обмен воздуха в пространстве между обувью и стопой. Если ботинок плотно зашнурован, край ботинка иногда врезается в кожу ног. В этом случае кожа становится влажной, горячей и отечной, что обусловлено особенностью кровообращения и лимфотока стопы ребенка. Поэтому при покупке обуви детям дошкольного и младшего школьного возраста, если нет необходимости (холод, сырость) следует отдавать предпочтение туфлям и полуботинкам.
В условиях холодных зим с устойчивым снежным покровом, особенно в сельской местности, широко применяются валенки. Их достоинствами являются высокие теплозащитные свойства и малая масса, недостатком – ограничение подвижности стопы и отсутствие каблука. В помещениях валенки следует снимать, т.к. при комнатной температуре они способствуют перегреванию и повышению потливости ног. Кроме того, длительное ношение валенок ведет к уплощению стопы.
Подбирая обувь детям, необходимо исходить не только из эстетических соображений, но и гигиенических.
Большое распространение среди школьников в последние годы получили кроссовки. Предназначаются они только для занятий спортом, спортивных игр и туристических походов, но современные школьники носят их ежедневно (в школу, в гости, в театр, на дискотеку), что стало одной из главных причин уплощенной стопы и плоскостопия, сформировавшихся у большого числа учащихся общеобразовательных учреждений (37,6% и 42,1% соответственно).*
Кроссовки – это исключительно спортивная обувь! Совершенно не допустимо использовать кроссовки в качестве повседневной или сменной обуви, т.к. они не соответствуют гигиеническим требованиям, предъявляемым к детской и подростковой обуви. У них отсутствуют каблуки, супинаторы, имеются резиновые детали (подошва, задник и др.), не обеспечиваются должные теплообмен, воздухо – паропроницаемость и гигроскопичность.
*По данным научных исследований лаборатории формирования здоровья детей и молодежи НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова 2005-2006 года.
Как выбрать кроссовки
Когда дети занимаются в спортивной секции или тренажерном зале, их стопа испытывает определенную нагрузку, и при различных видах спорта эти нагрузки неодинаковы. Поэтому, чтобы избежать травм, деформаций и сделать занятия более приятными, спортивную обувь, в том числе и кроссовки, следует подбирать исходя из того, каким именно видом спорта занимается ребенок.
– Занимаясь большим теннисом, стопа должна поддерживаться со всех сторон, поэтому предпочтительны кроссовки с большим задником. Подошва должна быть достаточно гибкой.
– Кроссовки для бега должны быть легкими и смягчать удары, поэтому предпочтительно выбирать кроссовки с воздушными карманами под пяткой и подушечкой стопы. Воздушные карманы представляют собой довольно большие полости внутри подошвы, заполненные воздухом. Именно благодаря ним подошва может смягчать удары.
– Для занятий степ-аэробикой необходимо использовать высокие кроссовки. В таких кроссовках хорошо зафиксирована щиколотка, что позволяет избежать повреждений голеностопного сустава. Кроссовки должны быть легкими с воздушной подушкой под мыском.
– Для ходьбы по пересеченной местности (походы, длительные пешие прогулки и др.) нужна жесткая рифленая подошва и мягкий верх. Фиксация голеностопного сустава должна быть жесткой, что обеспечивает высокая шнуровка.
– Для занятий физкультурой рекомендуются универсальные не высокие кроссовки с воздушной подушкой под пяткой. Стопа в них должна быть жестко зафиксирована.
Признаки качественных кроссовок
1. Качественные кроссовки всегда легкие, сделаны их натуральных материалов (кожа, хлопок, латекс).
2. Швы у качественных кроссовок ровные и аккуратные, клей нигде не виден.
3. Задняя часть кроссовок должна быть жесткой, несминаемой (даже если верх сделан из текстиля). При этом верхняя кромка пятки мягкая и обязательно пришита в две строчки.
4. Носочная часть кроссовок должна быть упругой и эластичной. При надавливании на носочную часть вмятины должны быстро исчезать.
5. Внешняя кромка хороших кроссовок снабжена дутым валиком, который предохраняет щиколотки от натирания.
6. Стелька должна быть съемной, а не приклеенной, что позволяет ее достать и просушить. Поверхность под стелькой должна быть прошита множественными швами. Если под стелькой находится картонная или тканевая поверхность, то в процессе носки нога будет сильно потеть, а стелька быстро разрушится.
7. У качественных кроссовок подошва должна гнуться строго определенным образом. Если при примерке встать на цыпочки, подошва должна повторить изгиб стопы. Ношение кроссовок, у которых подошва во время ходьбы «ломается» посередине или почти не гнется, ведет к травмам и развитию плоскостопия.
8. Одним из основных требований к кроссовкам является их способность хорошо фиксировать стопу и задерживать влагу. Это обеспечивается шнуровкой и «особым способом» вшитым язычком, когда его боковые стороны тоже прикреплены к кроссовкам. Следует отдавать предпочтение кроссовкам, у которых шнурки цепляются за крючки или продеваются через петли в форме буквы D, т.к. через стандартные отверстия для шнурков вода проникает внутрь чаще всего.
Составитель Мирская Н.Б. – Врач по гигиеническому воспитанию ФБУЗ «Центра гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук.
Источники:
http://studopedia.ru/6_107136_gigienicheskie-trebovaniya-k-obuvi-detey.html
http://www.pravilnoe-pokhudenie.ru/zdorovye/gigiena/hygienic-shoes.shtml
http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/65/93/