38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как предупреждается переутомление первоклассников на уроках?

Профилактика переутомления школьников
статья на тему

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводят к переутомлению и перегрузке учащихся. Именно переутомление создает предпосылки к развитию нервных, психосоматических и других острых и хронических заболеваний.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Профилактика переутомления у школьников

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводят к переутомлению и перегрузке учащихся. Именно переутомление создает предпосылки к развитию нервных, психосоматических и других острых и хронических заболеваний.

Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости является умственное переутомление школьников. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает.

Особо склонен к утомлению младший школьный возраст, так как к первокласснику предъявляются новые повышенные требования, умственные нагрузки увеличиваются, возрастает ответственность.

Следующий опасный рубеж — старшие классы. В переходном возрасте у подростков меняется гормональный фон — организм и так постоянно находится в состоянии стресса, а интеллектуальные перегрузки вдвойне усложняют его работу.

Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма является период адаптации к учебным нагрузкам-это начало учебного года, четверти; окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, cначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня.

Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения.

При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления утомления, возможно развитие пограничных и патологических состояний.

ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ.

Причин для переутомления у школьников предостаточно. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает. Да и общение с учителями и сверстниками — независимо от того, приятные оно вызывает эмоции или нет — требует от него большого напряжения.

Причем уставать интеллектуально дети начинают еще в начальной школе: к первокласснику предъявляются новые — повышенные — требования, умственные нагрузки увеличиваются, ответственность возрастает.

Следующий опасный рубеж — старшие классы. В переходном возрасте у подростков меняется гормональный фон — организм и так постоянно находится в состоянии стресса, а интеллектуальные перегрузки вдвойне усложняют его работу.

Неудивительно, что старшеклассники часто жалуются на головную боль, сонливость и апатию. Родители редко обращают на это внимание: «Какие твои годы, чтобы болела голова, да и чего ей болеть?» И лишь особенно дотошные мамы отправляются с ребенком к врачу. На приеме выясняется, что нагрузка в школе переходит все разумные границы, а жалобы ребенка — закономерное следствие переутомления.

Предупредить последствия переутомления можно, если вовремя обратить внимание на главные проблемы этого возраста — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ребенку не сидится на месте. Он не может долго слушать учителя, начинает какое-то дело и тут же переключается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что-нибудь ломает. Перед сном становится легковозбудимым, начинает играть, и его очень сложно уложить спать. Измученные мама и папа ведут его к психологам, врачам. Там школьнику ставят диагноз: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Родителям «непоседы» объясняют, что, как ни парадоксально, такая необузданная активность может быть следствием умственного переутомления.

Школьник с дефицитом внимания отнюдь не глупее своих одноклассников, а в чем-то даже сообразительнее и шустрее. Но он никогда не записывает домашнее задание, постоянно отвлекается на уроках, учится нестабильно: в его дневнике пятерок и троек поровну. У него часто возникают проблемы со сверстниками. Он не может «вести себя хорошо», не потому, что не хочет, а потому что не может.

Установите правильный режим дня для своего ребенка .

Ночной сон для учащихся в 1–4 классе должен составлять 10–10,5 часа. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Младшие школьники не должны ложиться спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь».

Правильно организуйте рабочее место школьника

Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Позаботьтесь об отдыхе

От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Не забывайте о правильном питании

Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.

Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.

Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами — убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.

Не требуйте лишнего

Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.

Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.

Читать еще:  Яйца и бананы диета

Умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится — в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль.

Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.

Будьте для ребенка примером

Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой.

Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Установите правильный режим дня для своего ребенка .

Ночной сон для учащихся в 1–4 классе должен составлять 10–10,5 часа. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Младшие школьники не должны ложиться спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь».

Правильно организуйте рабочее место школьника

Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Позаботьтесь об отдыхе

От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Не забывайте о правильном питании

Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.

Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.

Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами — убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.

Не требуйте лишнего

Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.

Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.

Умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится — в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль.

Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.

Будьте для ребенка примером

Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой.

Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность исследования данный вопрос актуален в связи с возрастанием количества травм, получаемых школьниками на уроке физической культуры. Характер получаемых повреждений разнообразен: от лё.

В данном методическом материале показана работа по организации и проведению самоподготовки в школе-интернатеVIIIвида.

Сегодня перед школами стоит задача заложить основу здорового будущего поколения и найти пути решения существующих проблем: ·.

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете по использованию здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. В ходе выступления участникам предлагался небольшой спихофи.

Данная работа носит практический характер и представляет интерес для тренеров-преподавателей, так как в ней представлены разнообразные восстановительные средства, а также методические рекомендации по .

Лекторий для детей 8,9 классов о утомлении и переутомлении ,о смене видов деятельности в течении дня.

Цели: • получение учащимися теоретических знаний о здоровом образе жизни и профилактике утомления; • формирование основ здорового образа жизни и выполнения элементарных правил здоровьесбереж.

Утомляемость у школьников.

Образовательные технологии в современных школах сегодня таковы, что позволяют в быстром темпе осуществить обучение школьника, его воспитание и развитие. Однако, использование этих технологий нередко ведет к ухудшению здоровья учащихся. Интеллектуальные перегрузки приводят к стрессам, а, следовательно, могут сказаться на физическом и психическом здоровье ребенка. Особенно актуальна эта проблема весной. Когда ребенок просто «устал» от школы.

Повышенные нагрузки, которые испытывают школьники – это серьезная проблема не только для учителей и врачей, но и в первую очередь для родителей.

Так, за последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза. В связи с этим объем домашних заданий тоже увеличился. А кроме школы еще есть спортивные секции, музыкальные и художественные школы, различные кружки и факультативы. В общем, отдыхать не приходится.

Как распознать утомляемость школьника? Как помочь ребенку справится с этими нагрузками? Об этом мы и поговорим в этой статье.

Утомляемость школьника.

Если вы замечаете, что ваш ребенок стал вялым, бледным, у него пропал аппетит, а после школы он чувствует себя уставшим и ему все время хочется отдохнуть – это признак усталости.

Утомляемость школьника – это такое состояние организма, которое характеризуется временным снижением работоспособности в результате длительной и чрезмерной нагрузки.

Школьная усталость может сопровождаться снижением иммунитета. А сниженный иммунитет, как мы все знаем, ведет к снижению защитных сил организма и, следовательно, к возможности развития заболеваний.

В первую очередь, о чем нужно подумать родителям, которые столкнулись с такой проблемой – это о распорядке дня. О разумном чередовании занятий и отдыха, отдавая предпочтение пребыванию на свежем воздухе и подвижным играм. На сегодня физическая активность современных детей оставляет желать лучшего.

Современные дети чаще свой досуг проводят не на прогулке, а перед экраном телевизора или компьютера. А ведь нехватка движения плохо сказывается не только на физическом развитии ребенка, но и на психологическом состоянии. Так, например, бегая, прыгая, играя в подвижные игры или просто гуляя на свежем воздухе, ребенок снимает внутреннее напряжение.

Читать еще:  Пропала речь у пожилого человека причины

Большое значение имеет полноценное и качественное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов. В рацион ребенка необходимо включать больше овощей и фруктов. Орехи, курага, абрикосы, яблоки, виноград очень полезны для детского растущего организма.

Также при переутомлении со сниженным иммунитетом полезны отвары следующих лекарственных растений: шиповника, клюквы, черники, калины, малины, смородины, душицы, мяты, эхинацеи.

Если вы видите, что ваше чадо стало уставать, а на фоне школьных нагрузок снизился иммунитет поддержать его можно с помощью пробиотиков. Всем давно известно, что 80% иммунитета – это здоровая микрофлора кишечника. Поэтому, позаботившись о ней, мы заботимся об иммунитете. Именно микрофлора кишечного тракта принимает активное участие в созревании клеток иммунной системы, обеспечивая защиту от проникновения бактерий и вирусов в кровь.

Кроме того, многие исследования показали, что прием пробиотиков помогает нормализовать психосоматическое состояние ребенка, улучшить сон и процессы мышления. Отличным помощником в такой ситуации станут живые активные бифидо- и лактобактерии, содержащиеся в высококонцентрированных жидких пробиотических препаратах «БифидумБаг», «Трилак», «Экофлор».

Утомляемость школьника и витаминные комплексы. Получая дополнительно достаточное количество витаминов, ребенок легче справится с учебной нагрузкой, ему будет проще сконцентрироваться на поставленных задачах и усвоить новый материал. При высокой утомляемости и сниженном иммунитете школьнику особенно необходимы витамины группы В, витамины С, А, Е и D, а также микроэлементы цинк, йод и железо.

Лекарственные препараты, которые содержат полный состав витаминов и микроэлементов, необходимые ребенку при повышенных школьных нагрузках: Компливит Актив, Витрум Юниор, Витрум Тинейджер, Мульти-табс Юниор, Пиковит форте 7+, Алфавит Школьник.

Нервное истощение.

Если не приять никаких мер по устранению школьной утомляемости, то процесс пойдет дальше. Усталость никуда не исчезает. Она начинает накапливаться. Ребенок становится раздражительным или наоборот, чересчур плаксивым. На любые замечания, даже самые безобидные, он реагирует неадекватно. Появляются вспышки гнева, ухудшается сон, появляется безразличие ко всему происходящему вокруг.

Утомляемость школьника и плохой сон приводит к тому, что организм ребенка совсем не отдыхает в ночное время, что еще больше усугубляет его состояние. В поведении ребенка начинают просматриваться тревожность, он становится чрезмерно активным и подвижным. Это и есть нервное истощение или невроз. А это уже тревожное состояние.

Не думаю, что нужно кого-то убеждать в том, что начинать нужно с отношений в семье. Спокойная обстановка дома, организация правильного образа жизни, создание условий ребенку для полноценного отдыха – это первое с чего необходимо начать.

Из народных средств при нервных перенапряжениях применяются успокаивающие и тонизирующие сборы на основе следующих лекарственных растений: ромашки аптечной, валерианы лекарственной, пустырника пятилопастного, мяты перечной, мелиссы лекарственной, элеутерококка, жень-шеня, лимонника и т.д.

Полезны ванны с добавлением настоев лекарственных трав или эфирных масел. Из лекарственных препаратов при нервном перенапряжении применяют:

Тенотен детский – препарат оказывает успокаивающее и противотревожное действие. Повышает сопротивляемость организма к психоэмоциональным нагрузкам. Стимулирует умственную деятельность, улучшает память и увеличивает способность к обучению. Уменьшает повышенную возбудимость, снижает раздражительность, устраняет тревогу, повышает концентрацию внимания, помогает снять утомляемость школьника.

Глицин – препарат уменьшает психоэмоциональное напряжение, снижает агрессивность, конфликтность, повышает социальную адаптацию. Облегчает засыпание, нормализует сон. Повышает умственную работоспособность.

Магне В6 – в период повышенной физической и умственной нагрузки, при стрессе потребность в магнии у ребенка увеличивается. Магний необходим для нормального функционирования клеток, а также он участвует в регуляции передачи нервных импульсов. Магне В6 снижает повышенную раздражительность и утомляемость школьника, нормализует сон, уменьшает учащенное сердцебиение.

L-карнитин – это природное вещество, родственное витаминам группы В. Повышает устойчивость организма к интенсивным физическим и психоэмоциональным нагрузкам. Повышает работоспособность и выносливость, снижает утомляемость. Особенно хорошо зарекомендовало себя средство у спортсменов. При интенсивных тренировках препарат улучшает скоростно-силовые показатели и координацию движений.

Головные боли у школьников.

«Школьные головные боли» у школьников встречаются все чаще и чаще. Очень часто дети, особенно подростки, пользуются этим, чтобы уйти с урока или пропустить целый учебный день. И тут родителям надо быть внимательными. Если ребенок, уйдя из школы, занимается своими делами, требующими напряжения зрения и ума, и при этом не жалуется на усиление головной боли, то, скорее всего эти жалобы надуманны. В этом случае нужно искать причину, почему ребенок не хочет ходить в школу.

Если же в результате интеллектуального напряжения у ребенка появляются головные боли, а при чтении книг или работе за компьютером они усиливаются, на это нужно обратить особое внимание. Головная боль – это признак того, что ребенок испытывает большую эмоциональную и учебную нагрузку. Чаще всего такие боли возникают из-за большого напряжения зрения. Как правило, боль локализуется в области затылка или лобной области.

В этом случае необходимо уменьшить нагрузку на глаза, правильно организовать рабочее место ребенка и упорядочить режим дня. Ребенку необходимо чаще гулять на улице. Эффект от прогулки равен эффекту от приема двух обезболивающих таблеток. Доказано, что дневной свет благоприятно влияет на здоровье ребенка, уменьшает нагрузку на глаза, в результате чего уменьшаются головные боли и снижается утомляемость школьника.

Во время каникул головные боли у ребенка чаще отсутствуют. А вот по возвращении в школу они опять появляются. В случае упорных и постоянных головных болей необходимо проверить зрение у окулиста. Очень важно, при плохом зрении у ребенка, правильно подобрать очки. Они должны быть иметь легкую оправу, чтобы она не давила на переносицу. Необходимо поговорить с классным руководителем, чтобы ребенку создали такие условия, которые уменьшали бы нагрузку на глаза.

Если у ребенка зрение в норме, а головные боли продолжаются, необходимо обратиться к врачу-неврологу. Врач посоветует уменьшить нагрузки и назначит соответствующее лечение. Он поможет ребенку снять эмоциональный стресс и научит ребенка расслабляться. Как правило, если уменьшить нагрузки и дать ребенку отдохнуть, то в течении 10 дней у школьника нормализуется самочувствие и головные боли проходят.

Из народных средств хорошо подойдут отвары лекарственных растений: ромашки аптечной, пустырника пятилопастного, мяты перечной, мелиссы лекарственной, элеутерококка, жень-шеня. Благотворно на организм ребенка действуют и ванны с отваром из этих лекарственных трав. Морковь и черника оказывают благотворное действие на функции и состояние органов зрения.

Из лекарственных препаратов применяются тенотен детский, глицин, магне В6, L-карнитин. Данные лекарственные препараты помогут справиться с большими физическими и психоэмоциональными нагрузками, повысить физическую и умственную работоспособность, повысить устойчивость к стрессам, снять утомляемость школьника. В результате головные боли пройдут.

В пубертатный период у девочек головные боли связаны с периодом полового созревания. Как правило, с наступлением менструации головные боли уменьшаются или уходят совсем. У мальчиков в этот период тоже могут быть головные боли, которые со временем и после лечения у врача-невролога также проходят.

Нарушения концентрации внимания у школьников.

Нарушения концентрации внимания у школьников могут быть следствием переутомления в школе, нервного истощения или невроза. Проявляется это в том, что ребенок не может длительно сконцентрироваться на какой-то задаче, его внимание неустойчиво, он часто отвлекается, плохо сидит на уроке, на выполнение домашних заданий уходит много времени. Все это, естественно, сказывается на успеваемости.

Читать еще:  15 продуктов которые можно есть даже на ночь

В данном случае прекрасно помогают уже ранее упомянутые лекарственные препараты: Тенотен детский, Глицин, Магне В6.

Очень полезны для мозговой деятельности грецкие орехи. Ведь не зря внешне они очень похожи на головной мозг. Благодаря высокому содержанию в них Омега-3 жирных кислот, витаминов и микроэлементов значительно улучшаются мыслительные способности ребенка. Это выражается в быстром запоминании информации и ее легком воспроизведении, устраняют рассеяность и способствуют повышению концентрации внимания, снижается утомляемость школьника.

Из витаминных комплексов хорошо подойдут препараты, содержащие в своем составе Омега-3 жирные кислоты, холин и йод. Они способствуют интеллектуальному развитию ребенка, улучшают память и способствуют повышению концентрации внимания.

Обратите внимание! Вся информация предоставлена в ознакомительных целях. Все, перечисленные лекарственные препараты имеют противопоказания. Перед их применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Переутомление у школьников: признаки и профилактика

Каждые родители хотят вырастить своих детей умными, талантливыми и успешными. Однако благие намерения иногда приносят больше вреда, чем пользы. Чрезмерная нагрузка в школе, масса дополнительных факультативов приводят к переутомлению ребенка. А это в свою очередь чревато ухудшением успеваемости в школе и даже возникновением проблем со здоровьем.

Что такое утомление?

Утомлением называют такое состояние, которое формируется вследствие напряженной умственной или физической нагрузки. Утомление, прежде всего, проявляется снижением работоспособности и субъективным ощущением слабости.

Основным механизмом развития утомления является изменение соотношения тормозных и возбудительных процессов в мозге. Утомление протекает в две фазы:

  • Первая фаза — возбуждение нервной деятельности;
  • Вторая фаза — торможение нервной деятельности.

В первой фазе происходит ослабление процессов торможения и на первый план выступают реакции возбуждения. Как это проявляется? Ребенку сложно удерживать внимание. Он то и дело отвлекается на посторонние разговоры, что-то выкрикивает, смеется. Отмечается и двигательное возбуждение. Школьнику буквально сложно усидеть на месте, он ерзает на стуле, вскакивает с места. Также утомление проявляется тем, что малыш начинает вертеть в руках ручку, рисовать что-то в тетрадке, ни с того ни с сего почесываться или гримасничать.

Во второй фазе процессы возбуждения угнетаются и преобладают процессы торможения. На этом этапе утомление очень хорошо заметно. Ребенок становится вялым, зевает и потягивается, может подпирать голову рукой или вовсе обессилено лечь на парту. Школьник не принимает участие в дискуссии, а на вопросы учителя отвечает вяло и невпопад.

Признаки переутомления у школьников

Утомление является защитной реакцией организма, развивающейся в ответ на чрезмерную физическую и умственную нагрузку. Это нормальное состояние. Признаки утомления бесследно исчезают после отдыха, и ребенок снова становится активным и способным к обучению.

Когда же ни смена деятельности, ни продолжительный отдых или сон не приводят к исчезновению этих признаков — говорят о развитии переутомления. По большому счету переутомление — это продолжительное, накопившееся утомление. Это уже патологическое состояние, которое создает предпосылки к развитию нервно-психических, а также соматических заболеваний.

Признаками переутомления являются:

  • Снижение умственной работоспособности — ребенок с трудом запоминает новый школьный материал, допускает ошибки при выполнении заданий, ухудшается успеваемость;
  • Снижение физической работоспособности — минимальная физическая нагрузка быстро вызывает у малыша слабость;
  • Выраженные психические расстройства, проявляющиеся бессонницей, плохим аппетитом, повышенной тревожностью малыша, появлением страхов, плаксивостью, эмоциональной лабильностью;
  • Вегетативные нарушения — колебания артериального давления, аритмия, головные боли;
  • Снижению реактивности организма — частые простудные заболевания.

Причины возникновения переутомления

При правильно организованном режиме работы и отдыха, а также умеренных физических и умственных нагрузках переутомление ребенку не грозит. Наиболее часто к появлению утомления приводят такие факторы:

  1. Несбалансированный режим дня;
  2. Недосыпания;
  3. Недостаточное пребывание на свежем воздухе;
  4. Отсутствие физических нагрузок;
  5. Большой объем учебной информации, получаемый ребенком в школе и на факультативах;
  6. Длительные однообразные занятия;
  7. Отсутствие чередования труда и отдыха.

Профилактика переутомления у школьников

Переутомление – это состояние, которое негативно сказывается не только на успеваемости малыша, но и на его здоровье. А поэтому допускать развития утомления крайне нежелательно. Родителям нужно вовремя остановиться в стремлении вырастить из ребенка гения. Когда у ребенка буквально каждый час расписан занятиями в школах раннего развития и всевозможных кружках — переутомления избежать не удастся. С таким большим объемом учебной информации малыш попросту не способен справиться.

Сколько должен спать школьник?

Стоит помнить, что для нормального развития ребенка очень важно организовать режим труда и отдыха. У малыша должен быть полноценный сон, причем продолжительность сна различна для разных возрастных групп. Так, ночной сон для младшеклассников должен длиться десять часов, а для школьников средних классов — девять часов. Отход ко сну — не позже 22.00. При этом ко сну нужно подготовить ребенка: не подпускать поздно вечером к компьютеру, проветрить комнату. Кроме того, первоклашкам не стоит игнорировать и дневной сон.

О правилах здорового детского сна рассказывает педиатр, доктор Комаровский:

Правильная организация учебного процесса

При организации режима дня нужно учитывать физиологические подъемы работоспособности в течение суток. Так, максимальная работоспособность наблюдается в период между 8-12 и 16-18 часами. В утреннее время ученики очень хорошо воспринимают школьную информацию, ну а в период 16-18 часов вечера необходимо запланировать выполнение домашних занятий.

Правильно организованное рабочее место позволит ребенку быстро и эффективно делать домашнее задание, не испытывая при этом усталости.

Рабочее место малыша дома также нужно обустроить должным образом. Стол должен располагаться на уровне солнечного сплетения школьника, а стул — быть удобным и обязательно со спинкой. Рабочее место нужно располагать в освещенной части комнаты, также необходимо водрузить на стол лампу.

Очень важно чередовать виды деятельности. Не зря говорят, что лучший отдых — это смена деятельности. Во время выполнения домашних занятий нужно делать небольшие физкультминутки. Ребенку стоит встать, немного размяться. Особенно хорошо будет, если родители будут делать физкультминутки с малышом в игровой форме. Ну а проведение гимнастики для глаз позволит снять напряжение с органа зрения.

Свободное время и питание

Записывая ребенка на многочисленные факультативы и кружки, родители лишают малыша свободного времени. А ведь это время необходимо школьнику для того, чтобы отдохнуть и восстановить свои ресурсы. Но свободное время нужно проводить с пользой, а не за компьютером или планшетом. Ежедневный режим дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе, даже в холодную пору года. Общая продолжительность пребывания школьника на свежем воздухе должна составлять около трех часов в день.

Не стоит забывать и о правильном питании. Детский организм растет очень быстро и нуждается в полезных веществах. Питание должно быть сбалансированным и полноценным. Кратность приемов пищи 4-5 раз в день. При этом последний прием пищи должен быть не позже, чем за два часа до сна.

Родителям стоит помнить, что своевременная профилактика переутомления поможет ребенку эффективнее осваивать школьные предметы, расти здоровым и счастливым ребенком.

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель

8,966 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2017/03/14/profilaktika-pereutomleniya-shkolnikov
http://budtezzdorovy.ru/schastlivyj-rebyonok/utomlyaemost-u-shkolnikov.html
http://okeydoc.ru/pereutomlenie-u-shkolnikov-priznaki-i-profilaktika/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector