Что парацельс сделал для химии?
Парацельс.
В XVI веке на небосклоне западной науки между алхимией и медициной возникает новая фигура: Парацельс — удивительный врач и алхимик, хирург, задира и дуэлянт, одинаково хорошо владеющий как ланцетом, так и шпагой.
«Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!» — эти слова определили жизненное кредо Парацельса.
Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, по прозванию Парацельс, родился 10 ноября 1493 года близ поселка Эйнзидельн (кантон Швиц, Швейцария). По примеру своего отца Парацельс довольно рано начал изучать медицину в Германии, Франции и Италии.
Уже в годы учения Парацельс заинтересовался химией. Он не только делал опыты, но и работал на рудниках и горных заводах. Но самое большое значение Парацельс придавал применению химии в медицине
Когда Парацельс был студентом, в университетах химия как отдельная специальность не преподавалась. Теоретические представления о химических явлениях рассматривались в курсе философии в свете общих представлений о возникновении и исчезновении веществ. Экспериментальной же работой в области химии занимались многочисленные аптекари и алхимики. Последние, делая опыты по «трасмутации» металлов, не только открывали новые способы получения различных веществ, но и развивали натурфилософские учения древнегреческих философов Аристотеля, Эмпедокла, Левкиппа, Демокрита. Согласно этим учениям, все вещества в природе состоят из более простых частей, называемых элементами. Такими элементами, по Левкиппу и Демокриту, были атомы — мельчайшие частицы бескачественной первичной материи, различные только по величине и форме. .
В 1515 году Теофраст получил во Флоренции степень доктора медицины. Но приобретенные знания не удовлетворяли Парацельса. Наблюдая, как часто оказываются бессильными у постели больного врачи с их знаниями, довольно мало изменившимися со времен античности, Парацельс решил усовершенствовать эту область, введя в нее новые представления о болезнях и методы лечения больных. При создании новой системы медицины Парацельс опирался на знания, полученные им во время путешествий по разным странам.
По его словам, он слушал лекции медицинских светил в крупнейших университетах, в медицинских школах Парижа и Монпелье, побывал в Италии и Испании. Был в Лиссабоне, потом отправился в Англию, переменил курс на Литву, забрел в Польшу, Венгрию, Валахию, Хорватию. И повсюду прилежно и старательно выспрашивал и запоминал секреты искусства врачевания. Не только у докторов, но и у цирюльников, банщиков, знахарок. Он пытался узнать, как они ухаживают за больными, какие применяют средства.
Затем Парацельс практиковал, опробывая все то, что узнал во время своих поисков. Служил некоторое время лекарем в армии датского короля Христиана, участвовал в его походах, работал фельдшером в нидерландском войске. Армейская практика дала ему богатейший материал.
В 1524 году Парацельс решил, наконец, прекратить странствия и поселиться в Зальцбурге; однако уже через год ученому пришлось срочно покинуть этот город, так как поддержка им борьбы крестьян против феодалов навлекла гнев городских властей.
1526 год ученый провел в Страсбурге, а в следующем году он был приглашен на должность городского врача в крупный швейцарский торговый город Базель. Парацельсу удалось вылечить одного богача, которому не смогли помочь лучшие лекари города. Его пригласили занять кафедру медицины в Базельском университете.
Философские взгляды Парацельса, изложенные им во многих трудах, сводились к следующему: между природой и человеком должна существовать гармония. Необходимым условием создания разумного общественного строя являются совместный труд людей и их равноправное участие в пользовании материальными благами. В философских работах Парацельса приводятся также основные доводы против богословской, враждебной естествознанию идеологии средневековья, дается резкая критика общественных отношений во времена феодализма и эпохи раннего капитализма
В 1528 году Парацельсу пришлось тайком покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Он вынужден скитаться в горных районах Ашенцелля, переходя из деревушки в деревушку, изредка врачуя крестьян.
Парацельс хотел остаться в Кольмаре, заняться врачебной практикой Но задержался там всего на полгода. Он не мог смириться с невежеством, шарлатанством лиц, облаченных в докторские мантии, и в Кольмаре остался верен себе.
В Кольмаре о Парацельсе заговорили как об искуснейшем враче. Ему удавалось поднимать на ноги больных, которых другие врачи считали безнадежными. Популярность его росла, однако его независимое поведение, резкие суждения о собратьях по цеху, отказ от слепого преклонения перед авторитетами пришлись по нраву далеко не всем. К тому же Парацельс занимался алхимией, усердно изучал труды восточных магов и мистиков.
Человек увлекающийся, пытливый, Парацельс проявлял интерес ко всему, где, как ему казалось, можно открыть что-то новое. Он заблуждался, нередко попадал в плен суеверных представлений, терпел неудачи, но продолжал поиски. Все это давало пищу для разных домыслов о том, что Парацельс вступил в сношения с самим дьяволом. Положение усугублялось тем, что в Кольмаре продолжали сохранять свои позиции католики. Они ревностно следили за тем, чтобы никто не осмеливался выступать с суждениями, шедшими вразрез с установившимися представлениями. Только каноны, освященные католической церквью, признавались действительными, любая попытка подвергнуть их пересмотру объявлялась кощунственной. В любую минуту Парацельсу могли предъявить обвинение в ереси и учинить над ним расправу.
Из Кольмара путь скитальца лежал в Эслинген, а потом Парацельс перебрался в Нюрнберг, где он надеялся издать свои сочинения. К тому времени он написал немало. В его дорожном багаже лежало несколько сот страниц сочинений. Записывал свои наблюдения, делал выводы, высказывал собственные суждения. Он был необычайно работоспособен. Сохранились свидетельства о том, что Парацельс порой проводил за письменным столом по нескольку дней кряду, почти без сна.
Наконец ему улыбнулось счастье, одну за другой Парацельсу удалось издать четыре книги. Но затем неожиданно последовало решение городского магистрата о запрещении дальнейшего печатания его произведений. Причиной тому было требование профессоров и докторов медицинского факультета Лейпцигского университета, возмутившихся сочинениями Парацельса. Они не могли принять новшеств Парацельса, ибо находились во власти сложившихся представлений, которые воспринимались как истина. И тогда в отчаянии он бросил все и покинул Нюрнберг, направившись в Инсбрук, надеясь заняться, наконец, постоянной врачебной практикой, по которой изрядно истосковался. Но бургомистр не поверил, что появившийся в Инсбруке человек в оборванном платье и с грубыми, как у простого мужика, руками — врач и велел самозванцу покинуть город.
Случайно узнав, что в Штерцинге эпидемия чумы, Парацельс идет в этот город. Обходя дома больных, приготовляя свои лекарства, он настойчиво пытался понять, в чем причины этого страшного заболевания, как можно предотвратить эпидемии, какими средствами следует лечить больных.
Но когда кончилась эпидемия, Парацельс оказался не нужен и в Штерцинге. Он вынужден был опять бродить по дорогам, меняя город за городом, надеясь, что в каком-нибудь из них городские власти все-таки удостоят его вниманием. Но даже там, где власти были бы и не прочь пригласить Парацельса, решительно возражало католическое духовенство да и протестанты всегда считали Парацельса нежелательным лицом.
И вдруг ему неожиданно вновь улыбнулось счастье. В Ульме, а затем в Аугсбурге напечатали его труд «Большая хирургия». И эта книга сделала то, чего много лет добивался Парацельс – она заставила заговорить о нем как о выдающемся медике.
Парацельс много занимался химическими опытами. Он составлял лекарства, экспериментировал и диктовал результаты секретарю, который записывал их и переводил на латынь. Многие из его мыслей были перевраны при переводе, а потом еще раз испорчены врагами.
Сегодня бы сказали, что Парацельс моделировал интересующие его процессы. Его химическая модель жизнедеятельности организма была грубой, но материалистической и прогрессивной для своей эпохи. Итак, после выхода книги положение доктора Парацельса счастливо переменилось. Его принимают в лучших домах, к нему обращаются знатные вельможи. Он лечит маршала королевства Богемии Иоганна фон Лейпника. В Вене его удостаивает вниманием сам король Фердинанд.
Получивший признание вечный скиталец использовал это для того, чтобы наверстать упущенное. Опять дни и ночи просиживает он за столом, записывая свои мысли, стремясь успеть поведать людям о том, что узнал за свою жизнь, поделиться с ними своим опытом. Он верит, что выработанные им приемы лечения некоторых заболеваний, впервые введенные в лечебную практику лекарства, методика хирургических операций, которую он разработал, окажут немалую помощь медикам. Он словно чувствовал, что жизнь его клонится к закату Годы скитаний, напряженнейшего труда, постоянной борьбы с недругами подорвали его организм.
Последнее его пристанище — Зальцбург. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него есть свой маленький домик на окраине, есть кабинет, своя лаборатория. У Парацельса есть теперь все, кроме одного — здоровья. Смертельная болезнь подстерегает его в один из сентябрьских дней 1541 года.
На могиле Парацельса в Зальцбурге поставили большой камень. Резчик высек на нем бесхитростную надпись: “Здесь погребен Филипп-Теофраст, превосходный доктор медицины, который тяжелые раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искусством излечивал и завещал свое имущество разделить и пожертвовать беднякам. В 1541 году на 24 день сентября Парацельс сменил жизнь на смерть”
Парацельс о жизни, смерти и болезнях
Особого внимания заслуживают идеи о жизни и смерти, выдвинутые великим швейцарским врачом и алхимиком Теофрастом Бомбастом фон Гогенгеймом, прозванным Парацельсом (1493–1541). Он сосредоточил устремления алхимиков на человеке, его проблемах, заложив тем самым основы ятрохимии, т. е. лечебной химии. Алхимию Парацельс назвал одним из столпов медицины, наряду с философией, астрологией и добродетелью медика. Поэтому очевидно, что вопросы, касающиеся исцеления и болезней, жизни и смерти занимают важное место в его трудах.
Астрология, изучающая влияние небесных светил на земной мир и жизнь человека, должна, по мнению Парацельса, помочь врачу найти истинный путь к победе над смертью, а алхимия – осуществить продвижение на этом пути, учитывая предначертания звезд. Он считал, что появление и течение болезней, и смерть человека – все находится в сфере влияния небесных тел.
В одном из своих трактатов Парацельс писал: «Медицина должна изучаться с учетом звезд и сама должна уподобиться звездам. Ведь звезды небесные вызывают болезни и смерть так же, как и влияют на здоровье». Алхимики считали, что все в материальном мире (а их в первую очередь интересовали металлы) состоит из мужского и женского начал – серы и ртути. Парацельс, чье имя традиционно связывают с добавлением к традиционному алхимическому двуединству третьей составляющей, бесполой соли, причины болезней видит в дисбалансе триединства начал в теле человека. По его мнению, пропорциональное соотношение трех начал в соответствии с замыслом Творца является залогом здоровья, какие-либо нарушения в предписанной Богом соразмерности приводят к болезни и даже к смерти.
В трактате «Парамирум» Парацельс отмечает: «Скажу больше, смерть приходит, когда у этих трех начал отнимается жизнь, соединение же которых есть жизнь и существование человека». Соответственно, после смерти тело человека, покинутое душой, распадается на три составляющих его субстанции. Как всегда выразительно, Парацельс отмечает: «Рассмотрим также человека: как прекрасен он, когда жив, но какой гнусностью он предстает в смерти. Когда какой-либо орган или часть тела человека умирает, посмотри, как он разлагается на эти три субстанции, это явно, зримо и поддается наблюдению».
Будучи одним из наиболее прославленных врачей своего времени, Парацельс много писал о жизни, смерти и болезнях человека. Конечно, изложить все его идеи в одной короткой публикации невозможно. Если это будет интересно читателям, то обсуждение темы можно продолжить.
Уважаемые читатели! Ваши мнения и отзывы в комментариях приветствуются.
Для тех, кто интересуется историей и философией алхимии. Вышла новая книга Ю. Ф. Родиченкова “Двадцать веков алхимии: от псевдо-Демокрита до наших дней”. Вы можете приобрести книгу: https://vk.cc/9o2qig
Только оригинальные материалы. © Автор публикаций исследователь истории и философии алхимии Ю. Ф. Родиченков.
Чем больше Вы читаете об алхимии, тем больше у Вас появляется вопросов? Может быть, найти ответы на некоторые из них Вы сможете в наших публикациях. Читайте другие статьи, посвященные тайнам алхимии.
Парацельс — биография и наследие
Биография Парацельса говорит о том, что этот человек посвятил всю свою жизнь изучению тайн медицины и алхимии. Выдающийся средневековый доктор существенно опередил свое время и заметно повлиял на современное состояние медицины.
Ученый и алхимик Парацельс — биография
Из биографии Парацельса известно, что настоящее имя ученого Средних веков звучало так — Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Ложная скромность при выборе псевдонима явно не мешала ему — он добавил к имени знаменитого древнегреческого врача Цельса приставку «пара». Это означает — «подобный Цельсу».
Будущий врач и алхимик родился 21 сентября 1493 года в городе Эг, который сейчас называется Айнзидельн. Его родители имели непосредственное отношение к медицине. Мать до замужества была надзирательницей в богадельне Бенедиктинского аббатства. После свадьбы она оставила эту должность, поскольку занимать ее не имела права замужняя женщина. Она стала медицинской сестрой в этой же богадельне.
Отец Вильгельм Бомбаст фон Гогенгейм происходил из обедневшего дворянского рода. Он был врачом, медицинским наукам обучил и сына. Именно отец стал первым учителем Парацельса. Преподавал он сыну и философию, которой тогда придавали немалую важность. Семья имела отличную библиотеку, несмотря на то. Вильгельсм стал примером для своего сына, и уже в 16 лет последний был знаком с хирургией, алхимией и терапией.
Обучение и странствия
В 16 лет Парацельс навсегда оставил родной дом и отправился на обучение в Базеле. Это учебное заведение сейчас считается старейшим в Швейцарии. После окончания университета будущий ученый становится учеником Иоганна Третемия. Его учитель был аббатом, но сейчас его считают одним из величайших астрологов, магов и алхимиков в мировой истории.
После обучения у аббата Иоганна Третемия Парацельс отправился в Италию для обучения в университете Феррары. После окончания очередного учебного курса он получил звание доктора медицины. В сумме, получение образования вне дома заняло у ученого около 7-10 лет.
С 1517 года средневековый алхимик и врач отправляется странствовать по миру с целью изучения алхимии, магии и медицины. Он около 10 лет посещал европейские университеты, участвовал в военных кампаниях в роли медика, побывал почти во всех странах Европы, по слухам, был и в Африке. Сведения алхимик собирал не только среди врачей и ученых того времени. Большая часть знаний была получена Парацельсом во время общения с пожилыми целительницами, палачами, цирюльниками, цыганами и евреями. Известно, что он не избегал общения с ведьмами, которыми часто объявляли повитух.
Такие источники не использовались другими врачами. Благодаря этому уникальная коллекция рецептов и медицинских знаний Парацельса, собранная по всему миру, сделала его известным врачом того времени. Так, например, книга о женских болезнях была написана после обмена опытом с ведьмами и повитухами. Женщины не желали доверять свои тайны врачам-мужчинам, предпочитая лечиться у женщин. Поэтому медицина ведьм и лечение женских болезней в целом были тайными знаниями, доступными узкому кругу людей.
Такие связи не могли остаться незамеченными. Критики часто обвиняли доктора в пьянстве, бродяжничестве и некомпетентности на основе репутации людей, с которыми был замечен ученый. В возрасте тридцати двух лет алхимик вернулся в Германию, где занялся врачебной практикой, применяя полученные в странствиях знания. После нескольких случаев излечения больных он сразу же прославился, а сплетни потеряли значение.
Карьера врача и алхимика
В 1526 году ученый Парацельс стал бюргером в Страсбурге, а в 1527 году перебрался в Базель. Там он получил должность городского врача, а также профессора физики, медицины и хирургии. Лекции в университете приносили высокие доходы, как и врачебная практика. Лекции по медицине знаменитый доктор читал на немецком языке, что стало вызовом всей системе образования, которая обязывала учить студентов только на латыни.
Однако такое своеволие простили гениальному врачу средневековья. Лекции Парацельса не были повторением материалов, собранных Гиппократом и Авиценной. Он делился знаниями, которые были собраны лично. Профессор пользовался уважением среди студентов, которые желали получить практические знания, а некоторые консервативные коллеги приходили в ужас от лекций новатора. Особенно когда узнавали об источниках, из которых была добыта информация.
В 1528 году стычки с коллегами привели к конфликту с властями города. Парацельс был отлучен от преподавания. После этого он снова отправился путешествовать, на этот раз только по Европе. Когда Парацельс побывал в Нюрнберге, он столкнулся с обвинениями в мошенничестве, которое исходило от его коллег-врачей.
Парацельс не стал терпеть оскорблений. Он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, которых оскорбившие его «специалисты» считали безнадежными. Совет поручил заняться лечением нескольких человек со слоновой болезнью. Парацельс справился с этим за короткий срок. Об этом имеются записи в городском архиве.
Следующие годы ученый Парацельс путешествовал, изучал медицину, алхимию и астрологию. Он занимался лечением людей и никогда не оставлял врачебной практики. После 1530 года ученый занялся алхимическими опытами и написанием трудов, которые пользуются популярностью даже в наше время.
Последние годы жизни
В конце 30-х годов ученый наконец осел в Зальцбурге, найдя заступника и покровителя в лице пригласившего его в этот город герцога Эрнса, которого также интересовали тайные знания. В Зальцбурге Парацельс смог полностью посвятить себя исследованиям, опытам и написанию книг. Он жил в доме на окраине города. В нем располагалась лаборатория, а также кабинет, в котором врач принимал больных.
24 сентября 1541 года величайший ученый умер после не слишком продолжительной болезни в небольшом гостиничном номере на набережной города. Парацельс ушел из этого мира всего в 48 лет. Его похоронили на местном кладбище.
Точная причина смерти гениального медика средневековья неизвестна. Наиболее правдивым вариантом современные ученые считают убийство из зависти. Эта версия выдвигалась и среди друзей Парацельса. У него было немало врагов среди врачей, которые завидовали его успеху и обширным знаниям. Считается, что кто-то из завистников нанял убийцу, который проломил череп доктора. Это привело к смерти только через несколько дней.
Гномы — Парацельс впервые ввел этот термин
Гномы Парацельса представляли собой подземных жителей. Существует версия, что это понятие появилось в результате неправильного перевода словосочетания «подземный житель» с греческого языка. Парацельс описывал гномов как человекоподобных жителей подземелий. Если верить его трактатам, гномы представляют собой элементалей земли.
Парацельс писал, что гном имеет рост в две пяди, что равняется сорока сантиметрам. Эти существа не слишком любят контактировать с представителями человеческой расы. Поскольку они являются элементалями стихии Земли, гномы могут передвигаться внутри земли так же свободно, как человек делает это по ее поверхности.
В 18 веке, уже после смерти Парацельса, гномы появляются в художественной литературе Европы. Как сказочный персонаж, гномы популярны и в наше время. В наше время высказывается версия о том, что исследователь алхимии и магии называл гномами пигмеев.
«Все есть яд и все есть лекарство» и другие цитаты Парацельса
До наших дней дошло несколько цитат Парацельса. Даже в наше время, спустя несколько сотен лет, они не считаются лишенными мудрости. Самая известная цитата Парацельса звучит так:
Все есть яд, и все есть лекарство.
Величайший лекарь своего времени имел в виду, что любое вещество может быть лекарством в определенной ситуации, если правильно соблюдать пропорции при приготовлении лекарства. Был он известен и своими резкими высказываниями о коллегах, которых считал недостойными звания врача:
Вы, изучавшие Гиппократа, Галена, Авиценну, воображаете, что знаете все, тогда как в сущности ничего не знаете; вы прописываете лекарства, но не знаете, как их приготовить! Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках. Вы, врачи всего мира, итальянцы, французы, греки, сарматы, арабы, евреи — все должны следовать за мной, а я не должен следовать за вами. Если вы не пристанете чистосердечно к моему знамени, то не стоите даже быть местом испражнения для собак.
Парацельс редко стеснялся в выражении протеста против древней медицины. Во время работы преподавателем в университете он сжег научные труды, с которыми не был согласен. После этого он потерял работу.
Главной своей целью доктор ставил избавление людей от болезней:
Настоящая цель алхимии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!
Средневековый врач Парацельс — книги
Всего Парацельс написал 9 книг, но только 3 из них были выпущены при его жизни. Первая книга Парацельса называлась «Парагранум». В ней автор раскрывал тайны каббалы. Изучением каббалистики он занимался еще во время обучения у аббата после получения первого высшего образования. Так Парацельс объяснял важность этой науки:
Вся физика, включая все ее частные науки: астрономию, астрологию, пиромантию, хаомантию, гидромантию, геомантию, алхимию… — все они матрицы благородной науки каббалистики.
«Парамирум» — следующая книга Парацельса, которая рассказывает о происхождении болезней и особенностях каждой из них. В ней он поделился всеми своими знаниями о природе человеческого организма и лечении различных заболеваний. Сейчас этот труд считают медико-философским.
Следующими книгами стали «Лабиринт заблуждающихся медиков» и «Хроника Картинии». В первой книге Парацельс подробно описал свои взгляды, не слишком стесняясь в выражениях. Кроме этого, на закате жизни были созданы труды «Философия» и «Потаенная философия», а также «Великая астрономия». В последней книге Парацельс описывает потусторонних существ, в том числе и гномов.
Какой была медицина Парацельса
Парацельс сделал значимый вклад в медицину. Первые лекарства были изобретены именно алхимиками, и он стал одним из первых. Парацельс стал основателем ятрохимии – науки, которая соединила химию и медицину. Попросту говоря, он ставил своей основной целью изобретение и испытание рецептов лекарств. Только в 16 веке благодаря Парацельсу и его последователям возникло такое течение, которое долгое время относили к алхимии, а не медицине.
Парацельс учил, что все живые организмы состоят из химических веществ в определенной пропорции. Если эти пропорции нарушены, это приводит к болезни. Химическими средствами можно вернуть баланс веществ в организме человека. Интересный факт — название цинку дал именно Парацельс. Он стал первым врачом, который использовал золото, сурьму и ртуть в лечении больных.
Идеи древней медицины, которые практически не приносили пользы, подверглись жесткой критике. Парацельс старался внедрять новые методики лечения больных, за что не был любим своими коллегами. Его считают одним из основателей медицины как науки. Нынешним состоянием медицины и фармакологии человечество также обязано Парацельсу.
Доктора и алхимика называют не только мудрейшим врачом средневековья, но и выдающимся магом и эзотериком. Его часто сравнивали с Лютером, который тоже был первопроходцем, но в религии. Правда, Парацельсу не нравилось это сравнение. Считалось, что ему был известен секрет философского камня, и он обладал лично приготовленным экземпляром. Ему приписывали возможность превращать металлы в золото и исцелять любые болезни.
В целом, о Парацельсе сложено немало легенд. Его личность несколько загадочна, но из биографии знаменитого средневекового хирурга можно почерпнуть интересную информацию для современного человека.
Источники:
http://pikabu.ru/story/paratsels_7018046
http://zen.yandex.ru/media/id/5ae066215f4967204194b4bb/5d8fd704a3f6e400ade4fbd5
http://grimuar.ru/mediums/paratsels-biografiya-nasledie.html